среда, 5 мая 2010 г.

Галилео Галилей

 



Одной из величайших заслуг Галилея была его умелая и на­стойчивая защита системы Копер­ника. В 1610 г. под названием «Звёздный вестник» Галилей опубликовал сообщение о своих астрономических открытиях, под­тверждавших систему Коперника.



В 1632 г. вышла книга Га­лилея «Диалог о двух системах мира», навлёкшая на Галилея го­нения со стороны церкви. В этой замечательной книге, где рассмо­трено много физических и астро­номических вопросов, Галилей, поневоле весьма осторожно (как бы не от себя, а в форме беседы между вымышленными лицами), не только опровергает систему Пто­лемея, но высказывает философские взгляды, в корне противоположные господствовавшей тогда схоластике. Например: «Я бы весьма основательно мог поставить здесь на вид спорный вопрос — есть ли вообще центр в природе, ибо ни вы, ни кто-либо не доказали, что мир конечен и имеет определённую форму, а не бесконечен и неогра­ничен». Или: «Не могу слышать без удивления и внутреннего проти­водействия, когда изменяемость, отсутствие взаимодействий и пере­ходов приписывается телам, как нечто превосходное и совершенное, в противоположность изменчивости, нарождаемости, превращениям». За эту книгу Галилей был заключён в тюрьму и подвергнут, как го­ворится в приговоре, «строгому испытанию», т. е. пытке.


К концу жизни Галилей написал ещё один замечательный труд — «Беседы и математические доказательства о двух новых науках», где изложены основы механики и учения о сопротивлении материалов.


Современники Галилея — английский философ Бэкон и французский философ и математик Декарт — подвергли уничтожающей критике схоластику и противопоставили ей новые принципы объективного, научного изучения мира. Произведения Бэкона и Декарта оказали глубокое влияние на идейное содержание и методы науки в XVIIи XVIIIстолетиях.


Философский труд Бэкона был издан в 1620 г. В нём Бэкон разоблачает бесплодие старой, схоластической науки, её отставание от техники и запросов жизни и, вскрывая причины этого отставания, доказывает значение правильного научного метода.


Бэкон говорит о том, что необходимо «проложить дорогу чело­веческому разуму при помощи хорошо построенных опытов», предо­стерегает против ослепления ложными теориями и предвзятыми мне­ниями, анализирует опасные для науки склонности человеческого ума, если он не дисциплинирован правильным научным методом. Бэкон отмечает, что люди склонны предполагать в вещах и явлениях больше порядка и единообразия, чем это есть в действительности, придумы­вать параллели и аналогии, где их нет, преувеличивать значение по­ложительных доводов, недооценивая важность отрицательных доводов, и главное — стремиться к преждевременным, плохо обоснованным обоб­щениям.


«Те, кто занимались науками, — пишет Бэкон, — были или эмпи­риками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только соби­рают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изме­няет его собственным умением».


Обязанностью науки, по Бэкону, является переработка материала, извлекаемогоизопытовипредоставляемогоразумудляанализа. Исходным положением своей методологии Бэкон объявил «союз опыта и рассудка». Развитие науки должно происходить путём индукции — переходом от частностей к обобщениям.


«Для наук…, — писал Бэкон,—следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непре­рывным, а не разверстым и перемежающимся ступеням — от частно­стей к меньшим аксиомам и затем — к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим». «Наш путь и наш метод…, — писал также Бэкон, — состоит в следующем: мы извлекаем не практику из практики и опыт из опытов (как эмпирики), а причины и аксиомы из практики и опытов, и из причин и аксиом — снова практику и опыт, как верные истолкователи природы».


Все эти идеи для науки XVIIв. были новыми, необычными; из­ложенные в живой и убедительной форме, они в корне подры­вали схоластику. Маркс назвал Бэкона «истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени». В 1644 г. было опубликовано сочинение Ренэ Декарта (Картезия) «Начала философии». В этом сочинении Декарт стремится объяснить строение мира и свойства тел, исходя из некоторой общей картины движения материи. Метод Декарта — метод вывода следствий из обоб­щённых утверждений, из принципов, метод дедукции.


Всестороннее изучение природы, начавшееся в эпоху Возрожде­ния, опиралось только на наблюдения. Но это новое направление науки, отвергавшее средневековую схоластику, страдало отсутствием руководящих идей; не было принципов, которые направляли бы ис­следования и объединяли бы разрозненные наблюдения и отдельные гипотезы в широкую общефизи­ческую теорию; более того, самый метод дедуктивной разработки фи­зических теорий — метод теорети­ческой физики — ещё не был най­ден, не был обоснован, не был испробован. Вот почему сочинение Декарта, где на надёжной основе идеи о всеобщности движения был впервые в физике строго развит дедуктивный метод, имело исключительный успех.


Декартом был создан обшир­ный план объяснения всех физи­ческих явлений скрытым механи­ческим движением тончайших частиц «первоматерии». Представ­ления Декарта о строении материи с современной точки зрения ка­жутся весьма примитивными; они похожи на представления Демо­крита об атомах, снабжённых крючками, шипами и т. д. Но главным в физике Декарта было не это упрощённое понимание строения материи. Главным и новым для науки того времени было развитое Декартом представление о всеобщности и вечности движения и о саморазвитии мира.

Источник: http://blogfizika.ru

Комментариев нет: